Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020?2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Как успешно подготовиться и написать итоговое сочинение
На сайте Аctivityedu.ru в рубрике «Спросите эксперта» опубликованы ответы председателя предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку в Москве, начальника отдела Московского центра качества образования. Дощинского Романа Анатольевича на вопросы на что следует обратить внимание при подготовке и написании итогового сочинения. В частности, Роман Анатольевич советует:
— приступая к работе, необходимо тщательно продумать формулировку темы сочинения;
— готовясь к сочинению, полезно заучить афоризмы или цитаты известных личностей, что может пригодиться при раскрытии темы, для вступления или заключения, а также для аргументации;
— четко сформулировать проблему и собственное отношение к ней;
— высказывание следует выстраивать так, чтобы оно было логичным: тема – проблема – тезис – аргументы;
— планируя структуру сочинения, надо помнить о его трехчастности: вступление, главная часть, заключение.
Дощинский Р.А. отметил, что особенностью итогового сочинения является его литературоцентричность, т.е. ученик обязательно обращается к прочитанной книге, аргументацию строит, опираясь на хорошее знание текста.
Он также обратил внимание, что для подготовки следует использовать лишь проверенные учебные материалы и открытые ресурсы, например:
— Методические рекомендации по итоговому сочинению на сайте ФИПИ: https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie;
— Видеоразбор формата итогового сочинения на сайте Рособрнадзора: http://obrnadzor.gov.ru/navigator-gia/materialy-dlya-podgotovki-k-ege/videokonsultaczii-razrabotchikov-kim-ege/; https://youtu.be/D8qFDDr02HE;
— Консультации и видеоконсультации экспертов по подготовке к итоговому сочинению на сайте Московского центра качества образования и Регионального центра обработки информации города Москвы: https://mcko.ru/articles/2598; https://mcko.ru/articles/2616; http://rcoi.mcko.ru/webinars/;
— Ресурсы МЭШ.
Р.А.Дощинский напомнил и основные критерии оценки работы, а также, что объем итогового сочинения должен составлять не менее 350 слов и если в работе меньше 250 слов, то автоматически ставится «незачет». При подсчете учитывают все слова, в том числе служебные. Кроме того, чтобы получить зачет, на 100 слов можно сделать не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).
Если все же выпускник будет не согласен с оценкой экспертов, он или его законный представитель может подать заявление на имя директора школы с просьбой организовать перепроверку работы независимым экспертом. И еще Роман Анатольевич посоветовал: «Если хотите научиться писать сочинение, надо его писать».
Напомним, что продолжительность итогового сочинения — 3 часа 55 минут. Начало экзамена — 10:00 по местному времени. Если выпускник потерпит неудачу или по уважительным причинам не сможет присутствовать на сочинении, он может это сделать в резервные дни — 2 февраля и 4 мая 2022 года.
Подробности по ссылке: МЦКО (mcko.ru)